ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный институтКафедрыКафедра общей и педагогической психологииСведения о кафедреИстория кафедры

История кафедры общей педагогической и психологии ВлГУ

Можно сказать, что история кафедры общей и педагогической психологии началась 3 сентября 1966 года с момента создания кафедры психологии Владимирского государственного педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского. В этот день приказом ректора ВГПИ, профессора Б.Ф. Киктева кафедра педагогики и психологии была поделена на две кафедры и заведующим кафедры психологии был назначен известный советский ученый, доктор педагогических наук Лев Борисович Ительсон.

Л.Б. Ительсон в 1945 г. окончил с отличием факультет иностранных языков Азербайджанского государственного заочного педагогического института. Годом позже Лев Борисович экстерном заканчивает юридический факультет Азербайджанского института им. СМ. Кирова. После окончания пединститута Л.Б. Ительсон с 1946 по 1952 гг. работает учителем в школе.

С 1952 г. Лев Борисович работает научным сотрудником Азербайджанского государственного научно-исследовательского института педагогики. В это время у него созрело намерение стать учёным. В 1955 г. он защищает кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Воспитание ответственности у учащихся в советской школе». В 1958 г. Л.Б. Ительсон избирается доцентом кафедры педагогики и психологии АПИ языков им. М.Ф. Ахундова.

В 1965 г. Л.Б. Ительсон защищает докторскую диссертацию на тему: «Математические методы в педагогике и педагогической психологии» и становится одним из зачинателей исследовательской работы по применению математических и кибернетических методов в психологии и педагогике.

С 1965 г. Л.Б. Ительсон избирается доцентом, заведующим кафедрой педагогики и психологии ВГПИ и становится у истоков психологической школы г. Владимира, инициатором открытия в ВГПИ кафедры психологии и экспериментальной лаборатории «Математическое моделирование процессов обучения и явлений обучаемости».

Л.Б. Ительсон не раз был за границей, где выступал с докладами на конференциях и читал лекции. Он ездил в Венгрию по приглашению Сегедского Университета им. Кошута и Будапештского политехнического института, общества «Знание» и Министерства культуры ВНР, а также выступал на первой пражской конференции по кибернетической педагогике и был председателем группы «модели обучения».

Лев Борисович Ительсон

Л.Б. Ительсон опубликовал 14 книг и свыше 100 научных статей. Переводы ряда трудов Л.Б. Ительсона изданы за рубежом в ГДР, Италии, Венгрии, США, Польше, Румынии, Югославии.

За успехи в научной и педагогической работе Л.Б. Ительсон был награждён Почётной грамотой МП Азербайджанской ССР, грамотами МВССО СССР, юбилейной медалью «За доблестный труд» и имел благодарность МП СССР. За монографические работы он два раза был удостоен премии им. К.Л. Ушинского АПН СССР.

По словам людей близко знавших Л.Б. Ительсона, он был не только талантливым учёным и педагогом, но и приятным собеседником, обладал потрясающим чувством юмора, увлекался литературой, был книголюбом и имел большую библиотеку. В свободное от работы время он писал стихи, пьесы и рассказы. Лев Борисович Ительсон руководил кафедрой психологии до 1972 года.

За время его работы на кафедре была открыта аспирантура по психологии. Аспиранты проводили исследования по психолингвистике - Ермолаев Борис Анатольевич, по психологии мышления - Клыгин Лев Михайлович и по психологии восприятия - Капустин Владимир Леонидович. Диссертационные исследования были выполнены на высоком научном уровне и защищены в ведущих учебных учреждениях (факультет психологии МГУ, Институт психологии Российской академии образования).

Сотрудники кафедры активно участвовали в работе по совершенствованию преподавания психологических дисциплин в педвузах, в разработке программ и учебных пособий по психологии для педвузов.

До 1966 года студенты пединститута изучали только общую психологию. Занятия вели преподаватели кафедры педагогики, не имеющие профессионального образования. Образование кафедры было не только формальным, но и принципиально новым содержательным моментом развития психологии как науки. Это было обусловлено появлением на кафедре кандидата психологических наук Решетникова Василия Ивановича, который обучался в аспирантуре института психологии АПН у Евгении Николаевны Кабановой-Мелдер, Шамаевой Валентины Федоровны - выпускницы факультета психологии Ленинградского государственного университета, кандидатов психологических наук Зои Ивановны Шевцовой, Вадима Васильевича Заботина и кандидата педагогических наук Ивашкина Василия Сергеевича.

На высокий уровень была поставлена учебная и научно-исследовательская работа по педагогическим дисциплинам, разработан ряд научно-методических пособий для студентов. Были опубликованы «Лекции по общей психологии» и «Лекции по современным проблемам психологии обучения» Л.Б. Ительсона, учебное пособие «Обучение школьников приемам умственной деятельности» В.И. Решетникова, «Лабораторные работы по курсу общей психологии» B.C. Ивашкина, учебное пособие «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» и  монография «Усмотрение проблемы в мышлении и обучении» В.В. Заботина, который руководил кафедрой психологии с 1972 по 1974 год.

Вадим Васильевич Заботин

Сотрудниками кафедры проводились научно-методические семинары и комплексная научно-исследовательская работа по проблеме «Математическое моделирование процессов научения и явлений обучаемости».

Научные исследования того времени характеризуются широтой охвата проблем. В них находят отражение общепсихологические и психолого-педагогические проблемы.

В 1972-1978 годах в состав преподавателей влились молодые кандидаты психологических наук: Борис Анатольевич Ермолаев и Владимир Леонидович Капустин.

После защиты кандидатской диссертации молодой специалист Б.А. Ермолаев приступил к работе на филологическом факультете ВГПИ, именно здесь нашли применение его знания по психолингвистике. В.Л. Капустин продолжил исследования по психологии восприятия. В экспериментальной психологической лаборатории проводились эксперименты по изучению специфики подпороговой перцепции.

В 1970 году была оборудована лаборатория для аппаратурного психологического практикума и Ивашкиным B.C написано первое в России учебное пособие «Лабораторные работы по курсу общей психологии».

В 1978 создано специальное конструкторское бюро по разработке и изготовлению аппаратуры для психологических исследований. За 10 лет работы разработано и установлено пять многофункциональных комплексов аппаратуры для Даугавпилсского, Московского заочного, Новокузнецкого, Ошского и Тираспольского педагогических институтов.

В этот период велась работа по совершенствованию учебных курсов, пропаганда психологических знаний среди учителей и руководителей промышленных предприятий, таких как завод «Автоприбор», тракторный завод и др.

С 1970 по 1985 гг. выполнялись прикладные психологические исследования по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями г. Владимира, в качестве руководителей и ответственных исполнителей выступали доценты кафедры психологии Ивашкин B.C. и Капустин В.Л.. Вейкум А.В., Климов А.В., Цветков С.А. Проводились следующие виды работ: инженерно-психологическая экспертиза действующего производства на Владимирском химическом заводе и оптимизация производственной деятельности аппаратчиков химического производства; разработка и внедрение системы подбора, обучения и расстановки управленческих кадров среднего звена на владимирском заводе Автоприбор; рaзработка и внедрение системы подбора, обучения и расстановки кадров на Владимирском заводе Электроприбор и др.

С 1974 по 1978 год и с 1993 по 1995 кафедрой психологии руководил Ивашкин Василий Сергеевич, который работает на кафедре психологии Владимирского государственного гуманитарного университета с 1964 года. Если добавить к этому, что учителем в школе он трудится с 17 летнего возраста, то педагогический его стаж достигает 65-летней отметки. Родился Василий Сергеевич 10 февраля 1923 года в селе Белоглазово Алтайского края, начав трудиться с ранней юности. После двух лет работы учителем средней школы, он до 1948 года нес армейскую службу, затем работал учителем и директором. С 1948 года учился в Грозненском педагогическом училище, с 1957 в Чечено-Ингушском государственном педагогическом институте, а с 1964 - в аспирантуре при Краснодарском пединституте. В 1966 году Василий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию «Формирование у школьников готовности к новаторской деятельности», в том же году он стал преподавателем психологии ВГПИ.

Василий Сергеевич Ивашкин

Одним из главных научных достижений B.C. Ивашкина является разработанная им концепция трехкомпонетной структуры психики. Психика понимается в ней как система динамических, когнитивных и праксических функций организма, обеспечивающих регуляцию поведения на основе субъективного образа реальности. В 1971-1972 годах B.C. Ивашкиным выполнен цикл работ по применению жидких кристаллов для исследования эмоций методом цветной термографии, основанном на том, что при эмоциях распределение кожных температур лица с помощью жидких кристаллов трансформируется в мозаику цветовых пятен, дающих визуальную картину модальности, интенсивности и динамики эмоций испытуемого. В.В. Онуфриевой и B.C. Ивашкиным были обнаружены КГР, не коррелирующие с эмоциональными состояниями, что позволило более эффективно расшифровывать электрографические кривые КГР. Результаты доложены на IV Съезде психологов СССР в Тбилиси.

Строгость определений и методологическая четкость придают учебным курсам B.C. Ивашкина логическую стройность и последовательность, позволяют соединить научную строгость изложения с дидактической доступностью.

Для психодиагностических исследований в школе Василием Сергеевичем в содружестве с В.В. Онуфриевой и А.В. Нефедовой написано методическое руководство «Психологическое изучение школьников», пакет тестов для диагностики умственного развития школьников, оканчивающих начальные классы: тест умственного развития, тест пространственного мышления и тест внутреннего плана действия.

В.С. Ивашкин опубликовал 15 брошюр по методам психодиагностики для практических психологов. Всего им опубликовано более ста научных работ. Среди них: монография «Психологическая структура деятельности» (1981), учебные пособия «Психологическое изучение школьников» (1990), «Психология обучения понятиям» (1999); и мн. др. В 2000 г. им разработаны учебные программы курсов: «Методологические основы психологии», «Дифференциальная психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Обобщающим трудом явилась вышедшая в 2003 году монография «Психологические этюды».

С 1983 по 1985 год кафедрой психологии руководит доктор педагогических наук, профессор Данильченко Михаил Герасимович, член Высшей аттестационной комиссии СССР (ВАК), член Совета и Президиума Московского областного отделения Педагогического общества РСФСР.

В 1975 году заведующим кафедрой становится талантливый организатор Эдуард Александрович Гришин, который защищает докторскую диссертацию по педагогике на тему: «Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования». В общей сложности Э.А. Гришиным опубликовано более 60 работ по проблемам профессиональной этики учителя, из них 7 работ за рубежом (Берлин. Будапешт, София, Прага и др.).

Эдуард Александрович Гришин

Э.А. Гришин вёл большую общественную работу, являясь лектором Ленинского РК КПСС и депутатом Ленинского районного Совета народных депутатов Владимира. За заслуги в области педагогических наук в 1980г. Э.А.Гришин был награжден медалью К.Д. Ушинского.

С 1989 до 1993 года руководит кафедрой Лев Михайлович Клыгин. После смерти матери Лев Михайлович воспитывался в детском доме г. Шуя. С 1950 г. учился в ФЗУ г. Кинешма, где осваивал профессию штукатура. С 16 лет работал на Рыбинском механическом заводе № 3, учеником строгальщика, где работал до призыва в армию.

С 1958 по 1967 гг. Л.М. Клыгин работает строгальщиком на заводах Ивановской области и оканчивает вечернюю школу и Ивановский пединститут им. Д.А. Фурманова по специальности русский язык и литература (1962 — 1967), а затем работает в сельских школах Ивановской области, и учится аспирантуре по общей психологии в ВГПИ при кафедре психологии. В 1972 г. Лев Михайлович защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Структуры образного мышления» под научным руководством профессора Л.Б. Ительсона.

С 1972 г. Л.М. Клыгин работает старшим преподавателем психологии в Уссурийском пединституте, с 1974 г. - доцентом и зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Шуйского пединститута и доцентом кафедры инженерной педагогики Владимирского политехнического института.

В 1998 г. за многолетнюю научно-педагогическую деятельность, большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов Л.М. Клыгин был награждён Почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования.

Лев Михайлович Клыгин

Лев Михайлович, по воспоминаниям близких и коллег был мягким, очень заботливым и аккуратным человеком, человеком широких интересов. Его очень любили студенты. В свободное время Лев Михайлович увлекался сочинением юмористических рассказов, любил музыку, играл на гитаре. Во время болезни писал картины, вырезал деревянные скульптуры.

Начало работы факультета вдохнуло новую жизнь в профессиональную деятельность преподавателей, послужило мощным стимулом к профессиональному росту. Учить психологии нужно было уже не математиков, физиков, историков, а людей, которые решили посвятить себя именно психологии. Их вопросы не давали стоять на месте. Преподавателям нужно было разрабатывать новые углубленные практически направленные курсы. Требовалась постоянная кропотливая и, самое главное, творческая работа. Все держалось на энтузиазме и вдохновении. По ходу дела устанавливались связи с психологами из других регионов. Так завязалось очень тесное сотрудничество с факультетом психологии ЯрГУ и Ярославским МПЦ «Психодиагностика», которое продолжается и по сей день.

В том же, 1994 году произошло значимое кадровое пополнение: во Владимир приехал профессор Валерий Александрович Зобков и с мая-месяца 1995 года возглавил кафедру психологии ВГПУ. Он с большой энергией включился в жизнь кафедры и факультета психологии ВГПУ, благодаря своему организаторскому таланту и высокому профессиональному уровню, стал его лидером, вдохновителем, а в 2001 году – деканом факультета.

В.А. Зобков закончил Ивановский педагогический институт, факультет физического воспитания. Службу в армии проходит в Хабаровске, Владивостоке и на Сахалине. После окончания службы приезжает в г.Гусь-Хрустальный и работает тренером в спортивной школе.

Валерий Александрович начинает интересоваться физиологией стресса, психотерапией, иностранным языком. Постепенно в процессе профессиональной деятельности складывается устойчивый научный интерес, связанный с проблемами мотивации в спортивной деятельности и через некоторое время он поступает в аспирантуру во Всесоюзный исследовательский институт физической культуры. Он разрабатывает и в 1982 году успешно защищает исследовательскую работу на тему: «Мотивация и самооценка как факторы готовности спортсмена к соревновательной деятельности» в Московском научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии. В 1993 году успешно защищает докторскую диссертацию на тему: «Психология отношения учащегося к деятельности» в Московском педагогическом университете.

В 1996 году под руководством доктора психологических наук, профессора Зобкова Валерия Александровича открывается аспирантура по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология, и начинается активная работа по подготовке квалифицированных преподавателей психологов для кафедры. Под научным руководством Валерия Александровича защитила кандидатские диссертации целая плеяда молодых ученых: Пости Елена Евгеньевна, Захарова Светлана Анатольевна, Жарков Георгий Вадимович, Литвинова Наталья Юрьевна, Пичугина Светлана Геннадьевна, Попова Татьяна Викторовна, Писненко Александр Георгиевич, Филатова Ольга Валерьевна, Ткаченко Елена Сергеевна, Морозова Ольга Васильевна, Бобченко Татьяна Григорьевна, Пронина Елена Викторовна, Штраус Вероника Александровна, Глазков Вадим Владимирович, Зобков Александр Валерьевич, Сергеева Кристина Владимировна и др. Многие из его учеников и сейчас работают в ВлГУ и в других высших учебных заведениях нашей области преподавая пихологию.

Валерий Александрович Зобков

С течением времени факультет психологии рос и развивался, расширял сферу своей жизнедеятельности, а в месте с ним и кафедра.

Вообще, находящийся на рубеже двух тысячелетий 2000 год оказался важной вехой и в жизни факультета и кафедры при нем. В этом году на факультете было открыто очное дневное отделение. На 1 курс было зачислено 25 студентов-очников, обучающихся на бюджетной основе.

Это событие стало одной из основных причин разделения кафедры психологии ВГПУ на две кафедры: кафедру "Психологии", которая стала специализироваться на преподавании психологии для студентов большинства факультетов вуза, и кафедру «Общей и педагогической психологии», преподаватели которой включились в работу со студентами факультета психологии ВГПУ. Первым заведующим кафедрой "Общей и педагогической психологии" стал В.А. Зобков, а общевузовскую кафедру "Психологии" возглавил С.А. Цветков. Валерий Александрович являлся заведующим кафедры до 2008 года. Под руководством В.А. Зобкова кафедра вела активную научную деятельность и пополнялась молодыми учеными - кандидатами наук, работала аспирантура, лаборатория психологии личности.

За то время, пока В.А. Зобков руководил, сначала, кафедрой "Психологии", а потом и "Общей и педагогической психологии", на кафедру были привлечены такие ученые и специалисты как Абрамян Нина Георгиевна, Плаксина Ирина Васильевна, Морозова Ольга Васильевна, Писненко Александр Георгиевич, Чернышева Наталья Степановна, Бобченко Татьяна Григорьевна, Зобков Александр Валерьевич, Пронина Елена Викторовна, Шефов Сергей Александрович. Отдельного упоминания заслуживает старший преподаватель кафедры Онуфриева Вера Васильевна. Пойдя по стопам отца - Ивашкина Василия Сергеевича - она является ведущим специалистом в области экспериментальной психологии и психодиагностики, за консультациями к ней обращаются не только студенты, но и практикующие психологи, ученые, включая и преподавателей кафедры.

После того, как В.А. Зобков покинул Владимирский государственный педагогический университет и перешел на кафедру "Психологии" ВлГУ, кафедру возглавила к. психол. н, доцент О.В. Морозова, а деканом факультета психологии стала к. психол. н., доцент Плаксина Ирина Васильевна. В 2009 году ВГПУ был переименован во Владимирский государственный гуманитарный университет, что на работе кафедры никак не отразилось. В период 2010-2011 учебного года, по личным причинам, О.В. Морозова временно передала бразды правления кафедрой к. психол. н., доцент Бобченко Татьяна Григорьевна, которая успешно справилась с возложенным на нее доверием. С 2011 года Морозова О.В. вновь возглавила кафедру.

Ольга Васильевна Морозова

2011 год был сложным годом не только в жизни кафедры "Общей и педагогической психологии" ВГГУ, но и в жизни всего университета. В этот год произошло слияние двух высших учебных заведений и Владимирский государственный гуманитарный университет прекратил свое существование как юридическое лицо. В рамках объединенного университета, получившего название ФБОУ ВПО Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кафедра "Общей и педагогической психологии" вошла  Гуманитарный институт при ВлГУ.

В 2014 году на кафедре произошла первая успешная защита докторской диссертации преподавателем кафедры. Доцент кафедры Зобков А.В. защитил диссертацию на тему «Психолого-акмеологическая концепция интегративно-динамической саморегуляции субъектами учебной деятельности». Это событие открыло новые перспективы в развитии научно-исследовательской деятельности кафедры общей и педагогической психологии.

Длительные преобразования в сфере науки и образования Российской Федерации, нашедшие немало критики со стороны ученого мира, негативно отразились и на кафедре. К 2016 году кафедру покинул значительное число преподавателей, вынужденные реализовывать себя на других кафедрах вуза и в других учебных заведениях, где была возможность обеспечить себя учебной нагрузкой. В этот сложный период происходит смена заведующего кафедрой. Новым заведующим кафедрой становится кандидат психологических наук, доцент Пронина Елена Викторовна.

Пронина Елена Викторовна

Несмотря на все сложности, кафедра общей и педагогической психологии продолжает задавать высокую планку подготовки профессиональных психологов, что не удивительно, ведь на кафедре ни на минуту не останавливается научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность.

Преподаватели кафедры психологии видят свою миссию не только в передаче знаний и умений. Настоящий психолог – это, прежде всего, человек, и в его работе личностное становление не менее важно, чем профессиональное развитие. Именно поэтому работа со студентами не ограничивается аудиторными занятиями.