ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный институтКафедрыКафедра психологии личности и специальной педагогикиСтудентуАспирантуПрограммы вступительных экзаменов

ПРОГРАММА вступительного испытания в аспирантуру
по направлению 37.06.01 – Психологические науки
(направленность - Педагогическая психология)

 

Настоящая программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры «Психология личности и специальная педагогика» по направлению 37.06.01 – Психологические науки (направленность ‑ Педагогическая психология).

Программа составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (уровень магистра (специалиста)) по направлению 37.06.01 – Психологические науки (направленность ‑ Педагогическая психология).

 

Введение

 

Содержанием специальности 19.00.07 – Педагогическая психология является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса, аудитории), самой педагогической деятельности и действия ее субъекта – педагога, многоуровневого взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности в образовательном процессе; исследование влияния образовательного процесса, характера образовательной среды на психические новообразования обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях образования; исследование педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Программа включает содержание профилирующих учебных дисциплин, входящих в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка студентов, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать высокий уровень практического и теоретического владения материалом вузовского курса.

Обязательным предметом обсуждения на экзамене являются реферат  или представленные соискателем публикации.

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Психология, ее предмет, задачи и место в системе наук

 

Понятие о психологии как науке. Объект и предмет психологии. Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии. Психология в системе наук. Психология и естествознание. Психология и педагогика. Фундаментальная и прикладная психология. Структура педагогической науки и место в системе межотраслевых психологических знаний. Возникновение новых отраслей психологии. Основные задачи современной психологии. Понятия, принципы и проблемы отечественной науки в условиях социальных изменений. Задачи психологии в сфере педагогической деятельности.

 

Тема 2. Личность, ее психологическая структура и развитие

 

Психологическая структура личности: эволюция понятий, обзор основных концепций и подходов в отечественной и зарубежной психологии (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, З. Фрейд, К. Левин, К. Роджерс и др.)

Основные модели психологической структуры личности в современной психологической литературе последних лет.

 

Тема 3. Психология деятельности

 

Деятельность и поведение человека. Личность как субъект деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Понятие о деятельности, ее целях. Принципы единства сознания и деятельности личности. Психологическая структура деятельности человека.

 

Тема 4. Способности как интегративные качества личности

 

Понятие о способностях в отечественной и зарубежной психологии. Способности и деятельность. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в способностях. Проблемы способностей в связи с представлениями об общих и парциальных свойствах нервной системы.

 

Тема 5. Психология характера

 

Понятие и типология характера. Развитие учения о характере в отечественной и зарубежной психологии. Характер и личность. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями в социальных группах. Структура характера, понятие о его динамичности и целостности.

 

Тема 6. Самосознание и самоопределение в психологической структуре личности

 

Сознание и самосознание. Самосознание как отражение реального бытия личности. Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты самосознания.Самооценка и уровень притязаний личности. Психологическая защита человека.

Тема 7. Психология мышления

 

Сущность общения и множественность его аспектов. Общение как вид деятельности, как форма человеческого взаимодействия, как понимание людьми друг друга. Анализ функций общения. Общение и личность. Общение и межличностные взаимоотношения.

 

Тема 8. Закономерности и динамика психического развития и формирование личности в онтогенезе

 

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий. Присвоение социального опыта как специфическая особенность развития человека. Психическая активность ребенка – непременное условие его развития.

 

Тема 9. Психическое развитие и общение

 

Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми и сверстниками. Общение как деятельность. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Притязание на признание как мотив, влияющий на взаимоотношения ребенка с окружающими людьми и его психическое развитие. Ребенок в группе сверстников.

 

Тема 10. Психологическое развитие в дошкольном возрасте

 

Историческая обусловленность границ дошкольного возраста. Современная периодизация психического развития ребенка дошкольника. Значение общения со взрослыми. Депривация и ее последствия.

 

Тема 11. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

 

Историческая обусловленность границ младшего школьного возраста. Общая характеристика возраста. Основы новообразования.

 

Тема 12. Психическое развитие подростка

 

Историческая обусловленность границ подросткового возраста. Социальная ситуация развития современных подростков и ее психологические последствия. Особенности переходного периода и система взрослых и подростков. Специфика подросткового кризиса.

 

Тема 13. Психическое развитие в юности

 

Историческая обусловленность границ юношеского возраста. Социальная ситуация развития современной молодежи и ее психологические последствия. Основные новообразования. Кризис в юношеском возрасте.

 

Тема 14. Психическое развитие и обучение

 

Проблема развития в педагогической психологии. Критика биогенетического и социогенетического направлений в современной психологии за рубежом. Учение как специфическая форма психической познавательной деятельности. Психологические условия и задачи обучения . Сущность процесса усвоения знаний. Закономерности формирования у учащихся научных понятий. Формирование психолого-педагогической теории обучения, основанной на теоретическом обобщении. Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического (содержательного) обобщения. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления в процессе обучения. Проблемные ситуации.

 

Тема 15. Психология воспитания

 

Воспитание как целенаправленный управляемый процесс формирования личности школьника. Индивидуальный подход в процессе воспитания. Психологические основы самовоспитания и необходимость руководства этим процессом. Педагогически запущенные дети с отклонениями в поведении. Психологические основы коррекции психики и поведения трудных детей.

 

Тема 16. Психологическая характеристика деятельности учителя

 

Психологические особенности труда учителя. Социальные ожидания по отношению к учителю и их роль в эффективности педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности учителя. Педагогическая оценка и ее влияние на эффективность учебной деятельности.

 

 

Перечень экзаменационных вопросов

 

1.      Предмет, задачи и основные методы современной психологии.

2.      Модели психологической структуры личности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.)

3.      Направленность личности. Ее структура и психологические проявления.

4.      Функции и виды мотивов. Мотив и смысл.

5.      Общие понятия о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

6.      Сравнительная характеристика основных видов деятельности человека.Соотношение внешней и внутренней деятельности.

7.      Понятие о способностях и задатках. Актуальные проблемы психологии способностей.

8.      Темперамент: понятие, проявления, типология, физиологические основания. Темперамент и характер.

9.      Общее понятие о характере и его структуре. Проблемы акцентуации характера. Характер и личность.

10.  Воля и волевое поведение: сущность структура, психологические структуры.

11.  Виды, функции и психологическая структура общения.

12.  Психологический климат в коллективе.

13.  Самосознание: сущность, структура, развитие. Самосознание и личность.

14.  Мышление: сущность, виды. Мыслительные операции.

15.  Воображение и закономерности творческой деятельности.

16.  Эмоциональные процессы и состояния: понятие,функции виды в сравнении.

17.  Потребности; психологическая сущность, функции, свойства и виды.

18.  Место психологии в системе современного человекознания. Психология и педагогика.

19.  Соотношение обучения и развития. Психологические проблемы развивающего образования (В.В. Давыдов).

20.  Основные группы концепций, объясняющих онтогенез психики.

21.  Неравномерность психического развития. Сущность, значение и виды кризисов в онтогенезе.

22.  Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

23.  Сущность и структура психологической готовности ребенка к школьному обучению.

24.  Общая психологическая характеристика младшего школьника.

25.  Психологические особенности современного подростка.

26.  Общая психологическая характеристика старшего школьника.

27.  Феноменология, психологические причины и типы отклоняющегося поведения школьников.

28.  Ведущая деятельность: сущность, особенности, хронология онтогенеза, современные проблемы.

29.  Предмет, методы и актуальные задачи педагогической психологии.

30.  Педагогическая сущность и стиль педагогического общения.

31.  Основные положения психологической концепции о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин).

32.  Основные психологические проблемы формирования у учащихся теоретического мышления (В.В. Давыдов).

33.  Основные специфические особенности личности учителя и воспитателя.

34.  Специфика и компоненты педагогической деятельности.

35.  Педагогические особенности: понятие, структура, проблемы формирования.

36.  Психологические проблемы преодоления низкой успеваемости школьников.

37.  Психология воспитания: сущность, основные направления и проблемы.

38.  Психологическиее вопросы профессиональной ориентации школьников.

39.  Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

 

Основная литература

 

1.      Зобков А.В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный период от старшего школьного к студенческому возрасту. Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

2.      Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности. – Владимир, ВлГУ, 2013.

3.      Зобков В.А., Пронина Е.В. Педагогическая психология. Курс лекций. – Владимир, Собор, 2010.

4.      Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологическпе аспекты. – Владимир, Собор, 2010.

5.      Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. – Владимир, Транзит-ИКС, 2016.

6.      Зобков В.А. Генезис отношения человека к жизнедеятельности. – Владимир, Транзит-ИКС, 2016.

 

Дополнительная литература

 

1.      Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психики человеческой деятельности. М., 1973.

2.      Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3.      Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980.

4.      Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5.      Богоявленский Д.Е. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.

6.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.

7.      Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8.      Бороздина Л.В. Уровень притязаний. М., 1972.

9.      Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

10.  Булатова О.С. Искусство современного урока. – М., 2006.

11.  Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.

12.  Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

13.  Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1981.

14.  Зорин С.С. Творческие педагогические способности студентов педвузов и индивидуальный стиль деятельности учителя // Психологический журнал. – 1998 – Т.19. - № 6. – С. 69-74.

15.  Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

16.  Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. – Ярославль, 1997.

17.  Кашапов М.М. Тренинг креативности как метод формирования творческого педагогического мышления // Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН 28-29 января 2002 г. /Отв. ред. Брушлинский А.В., Журавлев А.Л. – М.: «Институт психологии РАН», 2002. – Т.1. – С. 271-274.

18.  Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. – Ярославль, 1998.

19.  Конопкин О.А. Психологический механизм регуляции деятельности. М., 1980.

20.  Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. – СПб – Кострома – Рязань, 2008.

21.  Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитеи профессионального сознания будущего педагога //Вопросы психологии. – 2000. - № 3 – С. 57-66.

22.  Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии. М., 1991.

23.  Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психики. М., 1984.

24.  Ломов Б.Ф., Струков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

25.  Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 1970.

26.  Мудрик А.В. Социология человека. – М., 2004.

27.  Мясищев В.С. Основные проблемы современного состояния психологии отношения человека // Психологическая наука в СССР. Т.2. 1960.

28.  Петренко Б.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

29.  Платонов К.К. Система психологии и теория отражений. М., 1982.

30.  Поташник М.М. Требования к современному уроку: методологическое пособие. – М.: центр педагогического образования, 2011.

31.  Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1978.

32.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

33.  Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

34.  Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

35.  Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Психология личности и специальная педагогика» (протокол № 8 от 12 марта 2014 г.)