ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
|
||
|
||
21.04.2020 Состоялась молодежная научная школа «Роль творческого воображения в литературе и искусстве»В рамках Дней науки студентов ВлГУ 21 апреля состоялась молодежная научная школа «Роль творческого воображения в литературе и искусстве». Школу проводила доцент кафедры общей и педагогической психологии Н.Г. Абрамян, а участниками стали студенты-первокурсники. В своем предварительном слове преподаватель обратилась к студентам со следующим текстом. «Наша молодежная научная школа посвящена тому, какова роль воображения в литературе и искусстве. Она проводится в русле программы изучения нами раздела общей психологии, который называется «Познавательная сфера личности», и, в частности, такого психического процесса, как воображение. Вы приготовили эпиграфы к нашей встрече с цитатами ученых, великих деятелей науки, искусства и литературы, которые и прокомментируете в начале нашей встречи. Но основное время мы посвятим анализу нескольких рефератов по проблематике, обозначенной в названии нашей школы. Эти рефераты были выполнены первыми выпускниками факультета психологии, которые сегодня уже стали кандидатами психологических наук и практикующими психологами, работающими в самых разных уголках нашей страны. Посмотрим, как на начальном этапе обучения, будучи такими же первокурсниками, как и вы, они подошли к реферированию материалов по теме нашей встречи. Итак, цитирую их рефераты, опубликованные в моем учебном пособии по основам преподавания психологии в вузе. Мне кажется, вы найдете в них, ознакомившись подробнее, новые грани неизвестного в разработке темы нашей школы. Один из рефератов написан о роли воображения в творчестве писателя и творческой личности вообще, а второй посвящен проработке проблемы такого вида пассивного воображения, как сон и сновидения. Если эти материалы вас заинтересуют, прошу присылать отзывы по их поводу. Благодарю за внимание!» После обращения к студентам им было дано время на ознакомление с материалами научной школы. Многие из познакомившихся с материалом прислали свои отзывы. Вот лишь некоторые из них, присланные в день размещения материалов школы в интернете. Отзыв Еремина Д.Д.: «Оба реферата помогут нам в дальнейшем изучить такую сложную, но увлекательную тему, как «Воображение». Из первого реферата можно взять информацию о связи творческого процесса с воображением, разнообразные концепции творчества и основные этапы творческой деятельности. Во втором реферате прекрасно рассмотрена такая темы, как теории возникновения сновидений и подробные объяснения этого явления. Более того, хочется отметить, что рефераты отражают актуальность темы «Воображение» в психологии и потребность в ее дальнейшей проработке.» Отзыв Воронцовой О.Я.: «Рефераты, представленные нам для изучения написаны в рамках темы "Воображение". В реферате Тарасовой И. и Комаровой Д. "Воображение и индивидуальное творчество писателя" рассмотрены следующие вопросы: 1. связь творческого процесса с воображением; 2. некоторые концепции творчества; 3. особенности творческой личности; 4. основные этапы творческой деятельности. Следует отметить, что в данном реферате ярко выделена актуальность изучения воображения и творчества для психологической науки. Реферат Селиховой М. и Горячевой Ю. "Сны и сновидения" представляет собой массивный анализ психологической и медицинской литературы. В данном реферате проанализированы многие теории возникновения сновидений и объяснения этого явления, а также представлена физиология сна и рассмотрены такие явления психики, как галлюцинации, псевдогаллюцинации, мечты и грезы.» Отзыв Балашовой И.А. «Рефераты, представленные нам для ознакомления, очень помогли разобраться в теме "Воображения". Реферат на тему "Воображение и индивидуальное творчество писателя" помог разобраться в связи творчества и воображения, особенностях творческой личности и раскрыл секреты основных этапов творческой деятельности писателя. Реферат на тему "Сны и сновидения" помог разобраться в том, что такое сон и сновидения и раскрыл еще одни составляющие компоненты воображения – это грезы и мечты.» Отзыв Егорычевой М.В. «Данные рефераты оказались очень полезны для изучения темы "Воображение". Реферат Тарасовой И. и Комаровой Д. "Воображение и индивидуальное творчество писателя" сполна демонстрирует связь между воображением и творчеством, знакомит с этапами творческой деятельности и позволяет оценить роль воображения в процессе творчества. Реферат Селиховой М. и Горячевой Ю. "Сны и сновидения" знакомит нас с загадочным и интересным процессом - сном. До сих пор этим процессом интересуются физиологи, психологи, медики и многие другие специалисты, что говорит нам об актуальности этой темы.» Отзыв Сушиной А.С. «Рефераты, предоставленные нам для ознакомления, написаны в рамках темы «Воображение». В реферате И. Тарасовой и Д. Комаровой «Воображение и индивидуальное творчество писателя» изучается место воображения в творчестве писателя, а также выясняется, чем творческая личность отличается от обычного человека и рассматриваются основные этапы творческого процесса писателя. В заключении авторы пришли к следующим выводам: роль воображения в творческом процессе велика, т.к. оно выступает необходимым элементом творчества, поэтому эта проблема остается нерешенной. В реферате М. Селиховой и Ю. Горячевой «Сны и сновидения» изучаются основные положения исследований сна, сновидения, галлюцинаций, грез и мечтаний. Также следует отметить, что рефераты отражают актуальность данных тем для изучения студентами такого познавательного процесса, как воображение.» Итоги Молодежной научной школы были подведены преподавателем в переписке со старостой группы, выложившим в группу материалы, отзывы и выводы по проработке темы. Эта работа окажется качественным подспорьем в изучении предусмотренной по программе обучения общей психологии темы «Воображение» на первом курсе. |