![]() ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
|
||
![]() |
||
05.04.2021 Состоялась молодежная научная школа "Творческое отношение студенческой молодежи к жизнедеятельности"В рамках проекта «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» состоялась молодежная научная школа, где была освещена тема «Социальные компетенции и технологии их формирования». Встреча состоялась на платформе ZOOM. Ведущей онлайн-конференции выступила Елена Викторовна Пронина – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Гуманитарного института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Приглашенный гость – Попова (Смолик) Светлана Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Государственного академического университета гуманитарных наук. Слушали и активно принимали участие студенты-психологи 2 и 3 курса Гуманитарного института ВлГУ. Программа встречи была поделена на несколько блоков. В первом блоке была рассмотрена специфика компетентностного подхода. Так, студенты узнали, что данный подход позволяет перейти от ориентации на воспроизведение знаний к применению организации знания, позволяет ориентировать человеческую деятельность на профессиональные и жизненные ситуации человека. Кроме того, в данном блоке были разведены понятия «компетентность» и «компетенция», даны определения согласно И.А. Зимней. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях. В следующем блоке были рассмотрены социальные компетенции, технологии формирования, их структура. Приглашенным гостем был выдвинут тезис, согласно которому в основе любой компетентности лежит отношение, определяющее направленность личности. Например, отношение человека к себе формирует компетентность здоровьесбережения, саморазвития, отношение человека к другим людям, группе, обществу определяет компетентность гражданственности, социального взаимодействия, а отношение человека к деятельности служит основой для развития информационно-технологической компетентности. Каждая компетентность как формируемое личностное качество, в свою очередь, включает в свою структуру пять компонентов: 1. Готовность к проявлению компетентности. 2. Знания содержания компетентности. 3. Опыт проявления компетентности в различных ситуациях. 4. Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения. 5. Эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности. В пример были приведены универсальные компетенции педагога-психолога ФГОС: • Системное и критическое мышление. • Разработка и реализация проектов. • Командная работа и лидерство. • Коммуникация. • Межкультурное взаимодействие. • Самоорганизация и саморазвитие. • Безопасность жизнедеятельности. В следующем блоке было рассмотрено проектное мышление как базовая компетенция личности: 1. Анализировать ситуацию (удерживать в сознании картины прошлого, воспринимаемого как исходное состояние и будущего желаемого состояния). 2. Рефлексировать (уметь выйти из позиции деятеля в позицию наблюдателя по отношению к проектной деятельности). 3. Целеполагать (формулировать представление о промежуточных и конечных желаемых результатов проектной деятельности). 4. Творчески мыслить. 5. Прогнозировать (формировать представление о последствиях своей проектной деятельности). 6. Проектное мышление развивает в субъекте качества организованности, практичности, решительности, способности ответственно рисковать, создавать новые идеи, стремление к высокой разносторонней профессиональной подготовленности. В последнем блоке программы были рассмотрены психологические технологии – организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определяемым социальным эффектом, представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения (Н.Д. Узлов). Наряду с психотехнологиями был рассмотрен и термин «психотехника». Согласно Л.С. Выготскому, психотехника – это научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением. В общем смысле, психотехнику рассматривают как отрасль психологии (Л.С. Выготский, М.И. Еникеев и др.) и как психологические средства, приемы при выполнении действий (А.М. Столяренко). Интерес в изучении, конструировании интегративных психотехнологий вызывает идея их массового применения. Тренинги, психокорректирующие процедуры призваны: • Стимулировать и корректировать собственные интегративные процессы в психике человека. • В результате повышается психическое здоровье, качество, производительность и надежность функционирования психики и ее отдельных функций. • Снижается зависимость от внешних влияний. • Результат – здоровье, развитие, субъектность личности. Светланой Юрьевной Поповой (Смолик) были подведены итоги и сформулированы выводы. Отметим, что спикер сопровождал каждый блок рассмотренных вопросов списком литературы и рекомендациями к углубленному изучению. Традиционно участниками вебинара были заданы вопросы, получены содержательные ответы. Благодарности и обратная связь также не заставили себя ждать. Участникам удалось зафиксировать новые знания, актуализировать уже имеющиеся, а также научиться способам повышения компетентности в различных сферах, что в современном меняющемся и прогрессирующем мире актуально для человека, стремящегося к успеху.
|